Сегодня в рубрике "Переклички" я представляю своим читателям картину Шагала "Скрипач" и роман Брэдбери "Вино из одуванчиков".
«На свете миллион таких городишек. И в каждом так же темно, так же одиноко,
каждый так же от всего
отрешен, в каждом - свои ужасы и свои тайны. Пронзительные, заунывные звуки скрипки - вот музыка этих городишек ...»
Помните ту ночь, когда мама и Том ждали Дугласа
– а потом пошли искать его - в ночную бездну, к оврагу? И Тому было так страшно
– словно они с матерью одни во всём этом маленьком городе… одни в целом свете.
И пусть Шагал нарисовал всего лишь странного скрипача с кривой усмешкой на
зелёном лице – я увидела Гринтаун и услышала эту заунывную скрипку.
Любители Брэдбери, конечно же, знают, что
маленький городок Гринтаун – не просто место действия… не только сцена и
декорации. Он – действующее… лицо, герой, существо, стихия – как угодно. Вот и
ещё одна перекличка – Зелёный Город – и зелёное лицо скрипача. Зелёный цвет на
картинах Шагала – символ возрождения через творчество.
Этот ухмыляющийся скрипач, стоящий одной ногой
на крыше, а другой на земле – что он играет сейчас? Ведь традиционная для евреев скрипка
сопровождает не только каждое радостное событие в их жизни – но и похороны
тоже… Город на заднем плане написан так, что отрывок из романа почему-то сразу
пришёл мне в голову. Даже церковь упоминается у Брэдбери далее по тексту – как
символ защиты от этой ночи и бесприютности.
Может быть, эту странную перекличку заметила
только я. Но ведь, в конечном счёте – это же искусство. Каждый видит что-то
своё… И потом – кто знает, чему он там ухмыляется, этот чудак…
Комментариев нет:
Отправить комментарий