пятница, 1 марта 2019 г.

Марк Шагал и Рэй Брэдбери: Переклички


Сегодня в рубрике "Переклички"  я представляю своим читателям картину Шагала "Скрипач" и роман Брэдбери "Вино из одуванчиков".
«На свете миллион таких городишек. И в каждом так же темно, так же одиноко, каждый так же от всего отрешен, в каждом - свои ужасы и свои тайны. Пронзительные, заунывные звуки скрипки - вот музыка этих городишек ...»
Помните ту ночь, когда мама и Том ждали Дугласа – а потом пошли искать его - в ночную бездну, к оврагу? И Тому было так страшно – словно они с матерью одни во всём этом маленьком городе… одни в целом свете. И пусть Шагал нарисовал всего лишь странного скрипача с кривой усмешкой на зелёном лице – я увидела Гринтаун и услышала эту заунывную скрипку.
Любители Брэдбери, конечно же, знают, что маленький городок Гринтаун – не просто место действия… не только сцена и декорации. Он – действующее… лицо, герой, существо, стихия – как угодно. Вот и ещё одна перекличка – Зелёный Город – и зелёное лицо скрипача. Зелёный цвет на картинах Шагала – символ возрождения через творчество.
Этот ухмыляющийся скрипач, стоящий одной ногой на крыше, а другой на земле – что он играет сейчас?  Ведь традиционная для евреев скрипка сопровождает не только каждое радостное событие в их жизни – но и похороны тоже… Город на заднем плане написан так, что отрывок из романа почему-то сразу пришёл мне в голову. Даже церковь упоминается у Брэдбери далее по тексту – как символ защиты от этой ночи и бесприютности.
Может быть, эту странную перекличку заметила только я. Но ведь, в конечном счёте – это же искусство. Каждый видит что-то своё… И потом – кто знает, чему он там ухмыляется, этот чудак…

Комментариев нет:

Отправить комментарий